30 сентября заканчивается реализация проекта "От здравого толка - к здравой жизни". По его итогам Саратовское общество трезвости и здоровья выпустило методическую брошюру, которую можно прочитать в электронном варианте или бесплатно получить в Доме трезвости. Предлагаем вашему вниманию одну из статей, вошедших в эту брошюру.
Часть первая: Теория
Глава 1: Яблоко от яблони…
Немного альтернативной истории. Представьте себе Райский сад в начале времен. Совсем юные Адам и Ева развиваются, узнают мир, чувствуя себя центром мироздания. Им можно всё – запретов пока нет. Они веселы и беззаботны, верят всему, что говорят старшие и совершенно не готовы к сомнениям и преодолению трудностей, которых для них просто не существует. И вот их подводят к Древу познания добра и зла и дают первый запрет – не есть яблоки с этого дерева. Даже не пробовать. Дескать, яблоки – это яд. Дети легко соглашаются, ведь они полностью верят взрослым.
Проходит совсем немного времени, и появляются первые сомнения. Адам и Ева обращают внимание на то, чего раньше просто не замечали – все вокруг едят эти яблоки и становятся веселее. Мало того, каждый праздник тот, кто запретил собирает вокруг себя своих помощников-ангелов, на стол ставятся несколько корзин с райскими яблоками, и каждый из собравшихся поднимает яблоко, желает всем здоровья и долгой жизни, и надкусывает его. А потом ещё и ещё, пока все корзины не оказываются пустыми. И никто из собравшихся даже не думает умирать от этих ядовитых яблок, наоборот, все становятся веселее и общительнее. Адама и Еву всегда зовут на эти праздники, угощают всякими сладостями, но яблоки не дают – нельзя, яд. Правда, иногда, ближе к концу пира, кто-нибудь из гостей под веселый смех остальных протягивает Адаму яблоко и убеждает попробовать: «Ты же мужик, и уже почти взрослый. С одного раза ничего не будет.» И даже тот, кто запретил весело смеётся вместе с остальными и подбадривает: «Ну, кусни-кусни. Только немножко.» Но Адам пока держится, боясь яда.
Каждый Новый год все обитатели Райского сада собираются вместе и ровно в полночь поднимают яблоки. А Тот, кто запретил выходит к ним тоже с яблоком, поднимает его и поздравляет всех. И затем, в едином порыве, все одновременно надкусывают свои яблоки. Смотрится красиво. Адаму и Еве дают по вишенке, и они тоже вместе со всеми надкусывают их. Но это им не нравится – они хотят быть как все, подражать умным и сильным взрослым. Адам пытается разрешить свои сомнения, спрашивая остальных, почему яблоки ядовиты только для них с Евой. Взрослые отмахиваются: подрастешь – поймешь. Но ждать взрослости еще долго, а решать надо сейчас – можно ли всё же есть эти яблоки или нет. Наконец, Адам принимает решение и пытается заставить себя забыть об этой проблеме до того, как вырастет.
Но не тут-то было. Чуть ли не каждый день на уроках Райской школы им с Евой говорят, что райские яблоки ядовиты. Да, они порой вкусны, делают человека раскрепощенным, но если несколько лет их есть помногу, не зная меры, то можно потерять человеческий облик и даже умереть. Адам и Ева внимательно слушают и решают, что, когда вырастут, будут есть райские яблоки в меру, только по праздникам, ну и иногда под хорошее настроение. Как подавляющее большинство взрослых. Они уже видели Свинью, валяющуюся в грязи, и теперь понимают, что та ела слишком много яблок. Но они же не свиньи, а люди, и никогда не превысят меры.
Адам и Ева с нетерпением ждут взросления, того волнующего момента, когда им можно будет вместе со всеми остальными обитателями Райского сада взять с праздничного стола яблоко и надкусить его. Они много раз в своих детских играх воображали себя взрослыми с яблоками в руках. Вот они поднимают яблоко, кусают его и сразу становятся такими же умными, сильными и веселыми, как их кумиры. Но до воплощения их мечты придется ждать еще несколько долгих лет. Делать нечего, приходится смириться и считать дни до совершеннолетия. До вожделенных яблок.
Словно в насмешку над попытками Адама и Евы забыть о своей неполноценности, в коридорах Райской школы и на деревьях Райского сада развешаны многочисленные плакаты, призывающие всех, в том числе и взрослых, не есть яблоки слишком часто и не становиться свиньями. На плакатах изображены сочные дразнящие вкус яблоки, перечеркнутые красной чертой. Они безмолвно смеются над детьми, напоминая им, что такие прекрасные яблоки будут запрещены для них еще несколько лет. А многочисленные праздники с яблоками, несмотря на обилие антияблочных плакатов, продолжаются по-прежнему. В них с удовольствием принимают участие даже райские учителя, пугавшие вредными последствиями употребления яблок.
А тут и одноклассники Адама и Евы – зверята такого же юного возраста, начинают хвастаться, что уже попробовали райские яблоки, и с ними ничего плохого не случилось. Наоборот, появились задор и кураж. И вот уже, отмечая дни рождения, эти одноклассники втайне от взрослых приносят яблоки и угощают гостей. Мало того, те, кто пытается следовать запрету и провести праздник без яблок, подвергаются насмешкам и оскорблениям: мол, маменькин сынок, трус, жадина и т.д. В классе они сразу теряют друзей и оказываются изгоями. На выпускной вечер райской школы уже сами взрослые покупают несколько корзин яблок и выставляют их на праздничный стол. Да, детям нельзя, но ведь такой праздник раз в жизни бывает – как же его не отметить яблоками?!
Адам смотрит на одноклассников – все, кроме них с Евой, с удовольствием едят яблоки. Все! Кроме них! Присутствующие здесь же учителя не делают никаких замечаний и чокаются с детьми, желая им здоровья и жизненных успехов. Уже повеселевшие одноклассники начинают обидно шутить над Адамом и Евой, упрекая их в трусости. Ева не выдерживает насмешек и берет со стола яблоко. Насмешки сменяются одобрительными возгласами детей и учителей. Ева робко подносит яблоко ко рту и надкусывает его. Вкус неприятный, но можно потерпеть, лишь бы не смеялись. Кусает ещё. За столом раздаётся гром оваций. Все вокруг поздравляют Еву с тем, что она стала взрослой. Еве становится радостно – она теперь такая как все, как её одноклассники, как любимые учителя и даже как великий и непогрешимый тот, кто запретил. Вместе со всеми она смеётся над трусостью и наивностью Адама, верящего в детские сказки о ядовитых яблоках.
Адам растерян. Он остался один. Один в целом мире, употребляющем яблоки. Кто же прав? Он, робкий и наивный, противостоящий всему миру в стремлении выполнить запрет, или все остальные, благополучные и успешные? Вряд ли он может быть умнее всех, умнее своих учителей и даже умнее того, кто запретил – ведь тот тоже ест эти якобы ядовитые яблоки! Они знают то, чего не знает он. Они, в отличие от него, умеют различать добро и зло. Благодаря яблокам! Если бы только он был полностью уверен в своей правоте, если бы умел отличать добро от зла, он бы пошел до конца. Несмотря ни на что! И пусть бы весь мир смеялся над ним, но он бы не предал своих убеждений! Но уверенности нет, а есть лишь сомнения.
Быть одному страшно. Очень страшно. Вокруг в зажигательных танцах веселятся его сверстники, и даже Ева, обычно спокойная и рассудительная, сейчас энергично отплясывает под восхищенные вопли одноклассников. А он тихо сидит в углу зала, стараясь никому не попадаться на глаза, чтобы не вызвать новый град насмешек. Так что же всё-таки делать? Быть героем в своих глазах и идиотом в глазах остальных? Или всё же попробовать яблоко? Совсем чуть-чуть. Только для того, чтобы не смеялись одноклассники. Только для того, чтобы научиться отличать добро от зла. Только лишь один разочек…
… Змей-искуситель нежился на морском пляже и лениво обдумывал, как в честь его триумфальной победы сделать надкушенное яблоко символом жизненного успеха. Он мог себе позволить этот многолетний отпуск. Всё, что он попытался бы сделать ценой неимоверных усилий, делалось без него. Руками ангелов и всех этих честных жителей Райского сада. Руками того, кто запретил. А какая эффективность! Стопроцентный охват! В своих самых дерзких планах Змей не мог мечтать и о половине такого успеха! Надо будет еще кампанию против наркотиков запустить! Не беда, что про них пока никто в мире ничего не знает! Узнают из антинаркотической пропаганды. И обязательно захотят попробовать. Интересно, смогут ли в раю снова добиться такого же результата?
Глава 2: Молодежь меняет мир
Итак, наиболее распространенные сейчас методы профилактики, основанные на запугивании детей страхом смерти, не работают так, как бы мы хотели. Точнее, работают совсем не так, как бы мы хотели. Ребенок абсолютизирует ценность своего существования и считает себя вечным. Да, он знает о старении и смерти, но верит, что пока он живет, ученые изобретут бессмертие. Угрозы, что употребляя алкоголь, он когда-то там, через много-много лет, может умереть, не способны его сильно испугать. Придя в этот мир, он хочет как можно больше узнать о нём, попробовать всё и получить свой собственный опыт. И на весах сомнений эта чаша перевешивает страх.
Но если недостаточно воздействовать на ребенка напрямую, то попробуем привлечь его значимое окружение. Для этого проанализируем, кто в период взросления оказывает на него наиболее сильное влияние, чья позиция способна повлиять на его мировоззрение. А потом подумаем, можем ли мы с их помощью убедить ребенка в ценности здорового образа жизни.
Дошкольный возраст
В дошкольном возрасте наиболее значимыми для ребенка являются родители и другие члены семьи. Значимый взрослый абсолютизируется («Мой папа самый сильный в мире!») и представляется непогрешимым образцом, следуя за которым ребенок осваивает базовые культурные, социальные и личностные пласты. Нам важно то, что уже на этом этапе вместе с действительно культурными ценностями ребенок воспринимает и лжетрадиции пьяных застолий. Они кажутся ему такими же естественными и необходимыми, как вежливость или послушание. Риск начала употребления алкоголя в нормально функционирующей семье минимален – это может произойти лишь случайно, и ребенку явно не понравится вкус спиртного. Но именно на этом этапе возводится тот фундамент, на котором позднее будет строиться вавилонская башня алкоголизации. Именно здесь зарождается мечта о вожделенном запретном плоде, который можно будет вкусить, став взрослым.
Что тут можно сделать? Можно, да, наверное, и нужно, открывать молодым родителям все возможные последствия такого «воспитания». Только вряд ли это эффективно сработает, ведь у самих родителей в этом же возрасте была заложена крепкая связь «алкоголь-праздник». Дедушки и бабушки, в силу приобретенного жизненного опыта, уже лучше понимают негативные последствия алкоголя, но и они в большинстве своем тоже следуют «традициям» и подают ребенку отрицательный пример. А у тех из них, кто потенциально мог бы ослабить строящийся фундамент, нет необходимого инструментария. Ведь информация о вреде алкоголя разбивается об уверенность ребенка в непогрешимости родителей.
Остаются детский сад (для тех, кто туда ходит) и телевизионные мультфильмы. Здесь, на мой взгляд, как раз и должна вестись работа, разрушающая стремление ребенка вкусить запретный плод в будущем. Бесполезно перечислять ребенку вредное воздействие алкоголя на организм человека – он просто еще не способен это осознать. Надо работать в пределах его привычного мира и описывать последствия, которые он может живо себе представить.
Например, рассказать историю о том, как в крепкой и дружной семье все жили счастливо и очень любили ребенка. А потом папа начал пить и стал ругаться с мамой, меньше стал любить ребенка. Через некоторое время папа стал приходить домой злым, часто бил маму и ребенка. Мама решила спасти ребенка и ушла вместе с ним от папы. Стало лучше, но ребенок замечал, что мама часто плачет по ночам. А потом увидел, что она тоже стала пить водку. Ребенок понял, что мама тоже может стать злой и бросить его. Он боялся остаться один и стал уговаривать маму не пить. Она послушалась и пообещала ему, что больше никогда-никогда не будет пить водку и вино. Они жили долго и счастливо.
Или снять мультфильм про то, как Злой волшебник позавидовал жителям Счастливого города и придумал коварный напиток, который сначала веселил людей, а потом делал их слабыми и злыми. Люди этого города любили веселиться и поэтому с радостью стали пить этот напиток. И все-все в городе выпили его. Кроме детей. Они не стали пить, потому что умели прекрасно веселиться и без всяких напитков. Прошло время, и дети Счастливого города увидели, какими грустными и злыми становятся их родители. Они уже не играли с детьми, не приносили им сладости и подарки, а некоторые даже перестали готовить еду. Дети собрались вместе и решили помочь своим родителям стать такими как раньше. Они проследили, откуда привозят в город это коварный напиток, и узнали о Злом волшебнике. Все дети города пришли к Злому волшебнику и потребовали, чтобы тот перестал делать свой коварный напиток. Но Злой волшебник их не послушал. Он попробовал испугать детей, превращаясь в разных монстров и привидений. Детям было немножко страшно, но они понимали, что если сейчас испугаются и убегут, то их родители никогда не станут такими же хорошими и добрыми как раньше. Они все взялись за руки, чтобы помочь друг другу не бояться, и окружили Злого волшебника. И тут Злой волшебник испугался сам. Таких смелых детей он никогда еще не видел. Чтобы прибавить себе храбрости, он сам выпил целую бутылку своего коварного напитка. Но всё равно боялся. Тогда он стал пить ещё и ещё, и пил до тех пор, пока не умер. А дети взяли все бутылки с коварным напитком и разбили их, не оставив ни одной. А потом вернулись в город и стали ждать. Через день у жителей города тоже закончился весь запас коварного напитка. Они искали его повсюду, но найти не смогли. Люди стали злые и ссорились друг с другом, думая, что кто-то из них пожадничал и спрятал все бутылки для себя одного. Прошел еще день, потом ещё. И тут люди заметили своих детей и спросили у них, что же случилось в городе. Дети им всё рассказали. Родители попросили у детей прощенья за то, что произошло и пообещали никогда-никогда не пить этот коварный напиток. Дети поверили им и простили. Счастливый город снова стал счастливым – с веселыми детьми, добрыми и заботливыми родителями и только полезными продуктами.
Конечно, подобных историй понадобится много, они должны быть непохожими одна на другую, интересными и красочными, разработанными профессионалами. И во всех сюжетах героями-избавителями должны быть сами дети. Этим мы закладываем в их сознание идею того, что только они сами могут изменить мир вокруг себя. Не ждать Доброго волшебника, Фею или Гарри Поттера, а действовать самим. Конечно, решив реализовать эту идею на практике, они наверняка потерпят неудачу. Но это не страшно – у них пока многое еще не получается. Вполне возможно, что кто-то из них решит, что если не получилось сейчас, то получится позже, когда он немного подрастет. И тогда стремление вырасти и попробовать вино будет бороться со стремлением вырасти и сделать так, чтобы никто в семье не пил. Подобная профилактика, базирующаяся на понятных ребенку ценностях, способна заложить мину замедленного действия под фундамент алкогольной башни, породить сомнения в целесообразности вкушения запретного плода.
Начальная школа
В этом возрасте к значимому для ребенка окружению добавляется Учитель. Его авторитет сопоставим с авторитетом родителей. Сверстники тоже начинают влиять на мировоззрение ребенка, но пока ещё незначительно. Следовательно, на этом этапе пропагандистом здорового образа жизни должен стать школьный учитель. Теперь необходимо определить круг ценностей этого возраста, обращаясь к которым можно получить не только возможность познакомить детей с информацией о преимуществах здорового образа жизни, но и получить эмоциональный отклик, персонифицирующий проблему. Это по-прежнему родители, но теперь стали значимыми и получаемые оценки, отношение учителя, сравнение с другими учениками.
Ребенок уже умеет абстрактно рассуждать, делать логические построения, обобщать, что позволяет познакомить его с адаптированными для его возраста сведениями о влиянии алкоголя и никотина на организм человека. Кроме физических, надо рассказать и о социальных последствиях пьянства. И обязательно дать много позитивных примеров ведения здорового образа жизни – полезные привычки, физическая культура, здоровая пища. Причём в этом возрасте уже не достаточно давать детям необходимую информацию, надо активно обсуждать её, предоставляя им возможность самим сделать окончательные выводы. Ведь совсем скоро они войдут в подростковый возраст, где будут пытаться самостоятельно расставить жизненные приоритеты.
Хорошим подспорьем в этом могут стать мультфильмы «Урок трезвости», «Иван Царевич и табакерка» и «Вредные привычки», которые можно бесплатно скачать с сайта Саратовского общества трезвости и здоровья otsar.ru в разделе «Видео». В них интересно и доступно рассказывается о последствиях употребления алкоголя и табака. После их обсуждения можно устроить игру-аукцион, попросив детей по очереди называть те последствия, к которым приводит употребление табака или алкоголя. После каждого ответа ведущий медленно считает до 3-х в ожидании нового ответа. Победителем становится тот, кто дал последний ответ. Ему вручается символический приз. Также с большим интересом ребята этого возраста воспринимают притчи, загадки, викторины и кроссворды о здоровом образе жизни.
Всё это в изобилии можно найти в серии учебных пособий по здоровому образу жизни для начальной школы «Уроки по культуре здоровья», подготовленных профессором, Президентом Международной академии трезвости, вице-президентом Интернационального союза безнаркотического воспитания Александром Николаевичем Маюровым. Пособия одобрены Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ. С разрешения автора их электронные версии доступны для бесплатного скачивания на сайте otsar.ru в разделе «Книги».
Учебное пособие «Азбука счастья», содержит разработки уроков по культуре здоровья для учащихся 1 класса. Эта книжка меньше всего учит чтению первоклассников, она больше всего предназначена для обучения здоровой, счастливой жизни. В рамках уроков и внеурочных занятий происходит развитие речи, памяти, словарного запаса и логического мышления первоклассников. Путешествуя с котом Васей по страницам «пестрой» Азбуки, дети приобретают первоначальные представления о здоровом образе жизни, о правилах личной гигиены, о режимных моментах своего дня, о тех занятиях и развлечениях, которые способствуют укреплению здоровья, о полезных прививках и вредных привычках, о правилах общения, которые помогают ребенку жить в гармонии с природой и обществом. Учитывая возрастные особенности детей, материал в Азбуке представлен в виде пословиц, загадок, стихотворений, занимательных игр и др. Неотъемлемой частью занятия становится рубрика «полезная информация», из которой дети узнают о строении человека, о вреде табака, алкоголя и др.
Продолжает серию «Уроки по культуре здоровья» учебное пособие для 2 класса «Тропинка радости». Оно в интересной и разнообразной форме учит детей радоваться жизни, противостоять негативным явлениям, находить гармонию в отношении с окружающими и природой.
Для 3-го класса предназначено учебное пособие «Жизнь прекрасна». В нем рассматриваются такие темы, как: «Человек создан для счастья», «Учимся, играем – свой мозг развиваем», «Табак и здоровье», «Как не стать равнодушным?», «От чего зависит здоровье?», «Умей владеть собой» и другие.
Завершает серию для начальной школы учебное пособие для 4-го класса «Лесенка здоровой жизни». В процессе изучения данного курса школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, таблицы и др.
Подростковый возраст
Такие же учебные пособия по дополнительной образовательной программе «Уроки культуры здоровья» разработаны для каждого класса средней школы и доступны на сайте otsar.ru в разделе «Книги». Там же есть разработки поурочных планов данной программы, пособия в помощь учителю. Всё это можно эффективно использовать на уроках, классных часах и во внеклассной работе.
Но только школьной работы по пропаганде здорового образа жизни для подросткового возраста уже недостаточно. Помимо приобретения знаний, им необходимо развить такие социально-важные качества как выработка собственной позиции, умение преодолевать трудности, конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми. Наиболее значимую позицию для подростка занимают сверстники, их мнение постепенно становится для него более значимым, чем мнение родителей и учителей. Для эффективной пропаганды здорового образа жизни необходимо формирование вокруг подростка позитивного социального окружения из числа значимых для него сверстников. Но как это сделать, ведь в классе совершенно разные дети, каждый со своим характером и манерой поведения, со своим отношением к употреблению алкоголя и табака?
В этом нам могут помочь различные клубы и секции с добровольным участием. В них формируются коллективы единомышленников, и их деятельность носит социально позитивный характер. У подростков появляются устойчивые увлечения, а, следовательно, и конструктивные цели. Особое значение приобретают клубы, позволяющие подросткам безопасно реализовать возрастное стремление к риску и приключениям – патриотические, туристические, спортивные, скаутские. Совместное преодоление трудностей, взаимоподдержка и самоконтроль превращает коллективы единомышленников в команды, где мнение каждого значимо для остальных. В процессе деятельности команда вырабатывает свои правила поведения, некий Кодекс Чести, нарушение которого грозит исключением из неё. Это повышает чувство ответственности подростка, дисциплинирует его, учит делать обдуманный выбор и нести ответственность за его последствия. С воспитательной точки зрения эта команда намного эффективнее формирует характер и убеждения подростка, чем усилия родителей и учителей, вместе взятых. Такие команды есть, но их явно недостаточно. Надеюсь, что зарождающееся сейчас Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое движение «Юнармия» заполнит эту нишу.
А теперь, для того, чтобы увидеть необходимые векторы развития, представим себе «ситуацию-образец». Подумаем, каким должно быть подростковое объединение, оптимально подходящее для формирования у участников сознательного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья.
Прежде всего, его основная деятельность должна быть привлекательна для подростков, полностью отвечать их возрастным потребностям и стремлениям, позволять выплескивать излишки энергии и получать адреналин. Риск, приключения, тайны и клады должны пронизывать атмосферу деятельности. Слова Родина, Честь, Дружба, Справедливость должны быть написаны на флагах, гербах и щитах. Подростки предпочитают не замечать социальных полутонов – только добро или зло, правда или ложь, геройство или трусость. Ради своих убеждений они готовы терпеть лишения, не спать ночами, пытаться сдвинуть горы, победить мировое зло. И их упорство, мужество, взаимопомощь, самоотверженность, проявленные в играх, вовсе не игровые, а самые настоящие. Если мы поможем этим выглянувшим на свет росткам удержаться и окрепнуть, то наши сегодняшние подростки проявят эти качества и во взрослой жизни.
Одной из важнейших задач при работе с подростками является формирование у них резильентности – способности человека достойно преодолевать жизненные трудности. Резильентность – не абсолютное понятие, её нельзя достичь и успокоиться, поэтому у каждого человека уровень резильентности свой. Соответственно и работа по его формированию должна быть многоступенчатой, включающей несколько последовательных уровней сложности. Каждый определяет для себя, до какого уровня он может дойти. Предлагаемые подросткам трудности могут быть как естественными (поход, палаточный лагерь) так и игровыми (игры-испытания, военизированные и ролевые игры, программы экстремальных приключений). Но здесь важно не заиграться самим. Нам, взрослым, необходимо постоянно контролировать процесс. Все трудности, опасности, бои и героические поступки должны быть абсолютно безопасны. Как физически, так и психологически.
Наряду с формированием резильентности, для успешной взрослой жизни необходимо помочь подросткам в приобретении базовых социально востребованных навыков и умений. Начиная с элементарного самообслуживания – умения самостоятельно приготовить еду, постирать и выгладить свои вещи и т.д., до умения внятно сформулировать свою позицию и аргументировать ее в публичном выступлении, навыков конструктивного общения с людьми разного возраста и социального статуса, участия в проведении крупных мероприятий городского и областного уровня. Да, оптимально все эти навыки дети должны получать в семье и школе, но далеко не всегда это происходит в действительности. Помимо этого, необходимо разнообразие деятельности, чтобы помочь подросткам выявить и начать развивать свой, возможно ещё не раскрытый, потенциал. Хорошо бы организовать и первичное практическое знакомство с различными профессиями. Пусть подростки уже сейчас получат первый опыт работы в них и, возможно, сделают свой выбор на всю жизнь. Чем раньше они заинтересуются, тем у них будет больше возможности подготовиться, повысив свою конкурентоспособность на рынке труда.
Следующий важный момент – добровольность участия. Именно сам подросток, а не родители или учителя, должен принять решение, готов ли он вступить в организацию и выполнять все её правила. Для новичков можно сделать небольшой испытательный («гостевой») срок, во время которого он участвует во всех проводимых делах и решает, привлекательны они для него или нет. А остальные смотрят на новичка и тоже решают, готовы ли они принять его в свою команду. Если оба решения положительны, то новичок перед строем сверстников дает обещание вести здоровый образ жизни, выполнять законы организации и жить на благо Родины. Ценность подросткового Слова в глазах сверстников очень велика, и этим мы ставим дополнительную преграду, пусть и небольшую, между ребенком и психоактивными веществами. За нарушение Слова подростку грозит наказание вплоть до исключения из организации. Решение о том, как именно наказать, принимается на сборе наиболее авторитетных подростков («Совет Чести») и утверждается руководителем. Виновный может либо принять решение Совета, либо уйти из организации. В остальном подросток принимается таким как есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Он ценен именно своей индивидуальностью, и всякие попытки отшлифовать и стандартизировать его деструктивны. Важно также, чтобы у подростка была возможность в любой момент, кроме походов и проведения наиболее важных дел, по собственной инициативе покинуть организацию временно или навсегда, сохранив хорошие отношения с ее участниками и руководителем.
Кстати, в этой организации должно быть реальное самоуправление, при котором подросткам делегируются функции планирования, проведения и анализа внутриорганизационной деятельности (аналог системы коллективных творческих дел). Руководитель контролирует безопасность деятельности и ее соответствие стратегическим направлениям развития организации, а также помогает детям в решении сложных для них вопросов. Необходимо всячески приветствовать и поощрять инициативу детей, генерацию и реализацию ими собственных конструктивных идей. Подростки должны понять, что их мнение и идеи очень важны для организации, что именно благодаря им, и только им, организация может стать лучше. Для кого-то, возможно, эта организация окажется единственным местом, где его готовы всерьез выслушать и помочь поверить в себя. При таком подходе неизбежны ошибки, недостаточно хорошо подготовленные мероприятия и даже их срывы. Это нормально, ведь подростки еще только получают опыт ответственности за группу, учатся целеполаганию и преодолению трудностей. И как в любой учебе у них должно быть право на совершение ошибок. Пока все эти неурядицы будут находиться во внутриорганизационном поле, не выходя во внешнюю среду и не нанося ущерба имиджу организации, их достаточно просто заметить и проанализировать на сборе.
Большое значение для поддержания инициативы подростков имеет система личностного роста. Наиболее активные и ответственные участники организации должны поощряться. Удобнее всего это сделать, введя ступенчатую систему званий. Присвоение очередного звания может проходить после сдачи определенных нормативов или по решению Совета. В любом случае причина присвоения звания должна быть понятна всем остальным, поэтому при работе с подростками недопустимо присвоение званий решением руководителя, тем более с расплывчатой формулировкой («За активную работу» и т.д.). Каждое звание должно быть отражено соответствующей нашивкой на форме, что будет служить наглядным стимулом для других. За отдельные крупные достижения можно поощрять памятным значком или иным значимым способом (например, у скаутов для этого служит система лесных имён).
Было бы отлично, если бы эта система личностного роста выходила и за рамки организации. Опытные активисты могли бы организовывать и проводить волонтерские проекты, встречаться с успешными людьми, представителями органов власти, а, возможно, и работать в молодежном парламенте города. Это позволит им научиться применять в большой жизни навыки, полученные в организации, проверить свои возможности вне привычной аудитории. Одним из направлений внешней деятельности может быть пропаганда здорового образа жизни среди школьников. Разрабатывая мероприятия и проводя их, пропагандисты заодно актуализируют для себя полученную ранее информацию, что позволит ещё лучше запомнить и осознать её.
Конструктивная внешняя деятельность позволит организации наладить прямые контакты с общественниками, органами власти, муниципальными организациями, что значительно расширит воспитательные возможности.
Все изложенные выше рассуждения о нашей гипотетической организации – не простая абстракция. Во второй части, практической, я расскажу о реально действующей организации, созданной по этим принципам в 2008 году – Ассоциации скаутов Саратовской области.
Юность
Вышедший из подросткового возраста человек, как правило, уже имеет собственную картину мира, на основе которой формируется его система ценностей и убеждений. Поскольку деление мира на черное и белое ещё не прошло, то имеющиеся убеждения кажутся ему единственно верными. Ради их реализации он готов активно действовать, невзирая на усталость и мнение тех, кто не разделяет его взгляды. Влияние сверстников сменяется влиянием идей и трендов. Если он не осознал ценность здорового образа жизни ранее, то сейчас переубедить его практически невозможно. Это может произойти или после сильного потрясения, или в результате внутреннего переосмысления и самостоятельных логических выводов.
Эффективная работа с этим возрастом заключается в поиске и консолидации тех юношей и девушек, которые принципиально отказались от употребления алкоголя, табака и наркотиков. Этот поиск может идти в социальных сетях, техникумах, ВУЗах, на агитационных акциях. Тех, кто откликнулся, приглашают принять участие в деятельности молодежной организации. Членство здесь свободное, двухуровневое – есть ядро организации, состоящее из наиболее ответственных и активных молодых людей, решающих все стратегические и тактические вопросы, и есть соратники – те, кто эпизодически участвует в проектах организации. Такая структура представляется оптимальной, ведь далеко не каждый из тех, кто с удовольствием участвует в разовых акциях, захочет брать на себя постоянные обязательства.
Деятельность молодежной организации не должна включать в себя прямых попыток переубедить сверстников – это бесполезно или, в лучшем случае, малоэффективно. Продуктивнее создавать сайты и группы в социальных сетях, содержащие убедительную информацию о вреде психоактивных веществ и преимуществах здорового образа жизни. Таким образом мы оставляем посетителям возможность самостоятельного выбора.
Эффективна и работа молодежи с подростками, проводимая в интересной для последних формах – мотивирующих играх, практических занятиях, свободных дискуссиях, спортивных соревнованиях и мастер-классах. Небольшая разница в возрасте, принципиальная трезвенническая позиция и поиск кумиров как образцов для подражания гораздо лучше способны убедить подростка, чем лекции учителей и нотации родителей. На сайте otsar.ru есть электронная версия брошюры «Здравый толк», содержащая подробно расписанный цикл Уроков Трезвости для школьников и мотивирующую игру «Ключи здоровья», разработанных активистами молодежной организации «Трезвый Саратов» и успешно проводимых ими в саратовских школах.
Еще одной формой работы молодежного актива может быть осуществление гражданского контроля – совместных с правоохранительными органами рейдов для выявления нарушений антиалкогольного и антитабачного законодательства.
Окрепшая молодежная организация может взять на себя подготовку и проведение массовых пробежек, трезвеннических квестов и агитационных акций, приуроченных к праздникам. Здесь, как и с подростками, важно делать акценты не на отрицательных последствиях употребления алкоголя и табака, а на преимуществах здорового образа жизни. Акции должны яркими и необычными, нести в себе позитив, заряд бодрости, привлекать молодежь, а не отталкивать её. Хорошо зарекомендовали себя игровые и спортивные площадки, работающие на акциях, особенно по уличным видам спорта – паркуру, воркауту. К участию в акциях целесообразно привлекать и другие молодежные организации города, выступающие за здоровый образ жизни. Такой подход послужит началом создания молодежного тренда на здоровый образ жизни – «Круто быть здоровым!», «Молодежь выбирает ЗОЖ!», а именно тренды и способны реально повлиять на молодежь. В настоящее время в Саратове успешно действует проект «Саратов молодой», где несколько молодежных общественных организаций при поддержке городской администрации оборудуют уличные спортивные площадки для воркаута и паркура, проводят агитационные акции, велопробеги, дворовые соревнования, конкурсы и мастер-классы для школьников.
Вывод
Этот обзор показал, что для каждого возраста можно найти более эффективные формы работы по пропаганде здорового образа жизни, чем те, которые сейчас традиционно используются. Я перечислил только то, что уже многократно доказало свою эффективность в работе Саратовского общества трезвости и здоровья, а каждый из творческих людей, работающих с детьми и подростками, сможет придумать и опробовать свои новые идеи, возможно, еще более эффективные, чем наши. Ну, а если пока не получается – используйте наш проверенный опыт!
Во второй части я подробнее расскажу о наших лучших программах по работе с подростковым возрастом.