Принципы работы школы актива:
Принцип здорового образа жизни. Все участники школы актива дают обещание соблюдать принципы здорового образа жизни как на занятиях школы актива, так и вне её. Контроль за выполнением обещания осуществляется ведущими учебных блоков, педагогами образовательных учреждений и родителями.
Принцип самораскрытия. Суть принципа заключается в том, что при проведении занятий школы актива каждый подросток имеет возможность выразить свои истинные (реальные) чувства, мысли, переживания, а не только образцы заученного поведения, навязанные социальными ролями.
Принцип доброжелательности. Все взаимоотношения между участниками школы актива должны быть окрашены в тёплые, дружеские тона. Какие-либо проявления агрессии, обидные критические замечания и проявления неприязни должны быть исключены.
Принцип индивидуального подхода. При проведении занятий необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности подростков, уровень их взаимоотношений и реальных достижений, степень открытости-замкнутости в процессе общения и т.д. Главное же - учитывать имеющиеся у них проблемы в общении, вместе отыскивать способы их разрешения
Принцип учёта жизненного опыта и интереса подростков. Содержание занятий, упражнений, игровых ситуации должны соответствовать реальному жизненному опыту подростков, быть интересны, понятны и доступны им. В первую очередь имеется в виду опыт подростков, связанный с их возрастом, социальными условиями жизни.
Программа работы школы актива:
В экспериментальной стадии работы школы актива (февраль-май 2009 г.) учебные блоки будут подразделяться на основные, предложенные организаторами, и дополнительные, предложенные самими участниками школы актива. Ведущими дополнительных блоков станут педагоги из школ-участниц проекта после одобрения предложенной ими программы блока методистом Ассоциации скаутов Саратовской области и утверждения Председателем СРОО трезвости и здоровья г. Саратова.
Программа всех блоков должна включать обучающую часть и зачетное задание, которое участники выполняют самостоятельно по месту учебы. Ход выполнения задания будет отслеживаться куратором из числа администрации и педагогов школ. Во время всего зачетного задания участникам будут доступны очные и заочные (телефонные и электронные) консультации с ведущим блока.
Обучающие занятия по каждому блоку проводятся 2 раза в неделю на базе СРОО трезвости и здоровья и школ-участниц проекта. Все учебные блоки имеют своё расписание занятий, но ни один из основных блоков не накладывается на другой, чтобы участники, при желании, могли посещать несколько обучающих блоков.
Основные блоки:
1. Основы здорового образа жизни – вед.: Член Общественной палаты Саратовской области, член Коллегии Министерства образования Саратовской области, Председатель СРОО трезвости и здоровья Н.А. Королькова
-переговорная площадка: «Наркогенная информация и ее роль в распространении наркотиков и алкоголя»
-ролевые игры «Сумей сказать нет!»
- выбор оптимального варианта: Как быть здоровым? Как быть успешным? Как защитить свои убеждения?
-история трезвеннического движения в России-история сопротивления
- организация и проведение отрядных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
2. Проектирование и организация отрядных дел – вед.: педагог-организатор МОУ СОШ № 10 В. В. Баженова
- взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- методика планирования деятельности
- структура самоуправления в скаутском отряде
- принципы руководства группой сверстников
- стадии развития коллектива
- организация коллективных творческих дел в скаутских отрядах
- анализ проведенного дела, поощрение успехов и преодоление недостатков
- мастер-класс «Технология организации и проведения выборов в органы самоуправления»
3. Личностный рост – вед.: педагог-психолог МОУ СОШ № 10 И. В. Музалевская
- выявление и развитие позитивных качеств подростка;
- воспитание преодоления неуверенности в себе;
- этапы развития личности
- установление межличностных контактов и культура общения
- формирование навыков рефлексивной деятельности.
4. Современная журналистика – вед.: методист АССО А.Н. Аверьянов
- деловая игра: «Роль прессы в формировании общественного мнения»
- подготовка стенной газеты: виды стенных газет, требования к ним, сбор материала, оформление
- подготовка периодической газеты с использованием компьютера: требовании к периодическим изданиям, их виды и особенности, публицистические жанры, технология вёрстки.
- подготовка материала для размещения в электронных СМИ: требования к материалу, специфика электронных СМИ, технология создания и поддержки сайта.
- подготовка материала для размещения в профессиональных СМИ: специфика работы с профессиональными СМИ, журналистская этика, подача материала в редакцию.
5. Игротехника - вед.: методист АССО А.Н. Аверьянов
- виды игр и их возможности
- методика организации игр
- площадки скаутских игр различной направленности:
- на сплочение коллектива
- на выявление лидерских качеств
- на внимательность
- на смекалку, выносливость, находчивость
- «дворовые» игры
- организация игр на местности
- методика волонтерской работы при проведении массовых мероприятий
6. Туристическая подготовка – вед.: руководитель ДОО «Роза ветров» Н.Н. Михайлова
- система спортивного туризма, личное и групповое снаряжение
- обеспечение безопасности в походе
- ориентирование и топография
- распределение туристических должностей в группе
- организация туристического быта, привалы и ночлеги, лагерные постройки
- организация питания в туристическом походе
- подведение итогов туристического путешествия
Дополнительные блоки:
На первых занятиях школы актива будет проведено анкетирование участников для определения преобладающих позитивных интересов. По его результатам будут организованы дополнительные учебные блоки, ведущими которых станут педагоги из школ-участниц проекта.
Перспективы развития:
Школа актива выполняет функции генерации идей по перспективным направлениям развития и планирования деятельности скаутской организации и служит базой для создания школьных, районных и городских штабов ученического самоуправления.
Очевидны и перспективы развития данной модели:
- Проведение участниками школы актива регулярных учебных занятий для актива отрядов, программа которых основывается на программе скаутской организации.
- Развитие школы актива до уровня постоянно действующего городского центра подготовки лидеров детских организаций.
- Проведение на базе школы актива творческих встреч представителей детских и молодежных организаций и общественных объединений Саратовской области.
- Максимальное использование потенциальных возможностей детских и молодежных организаций и общественных объединений Саратовской области для усовершенствования программ деятельности.