Седьмые международные педагогические чтения Международный Центр гуманной педагогики при МЦР г. Москва, 9-11 января 2008 г.
Н.А. Королькова, председатель Саратовской
региональной общественной организации трезвости и здоровья,
О.М. Гуменская, доцент Института дополнительного
профессионального образования
Саратовского государственного университета
им. Н.Г. Чернышевского, к.п.н.
Выбор дарит надежду
(из опыта работы Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья по реализации Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «ВЫБОР»)
В конце 2006 г. в Саратовской региональной общественной организации (СРОО) трезвости и здоровья или, как привычнее для горожан, в Доме трезвости, собралась разновозрастная группа людей, объединенная общей идеей - идеей помощи ребятам, воспитывающимся в приютах, в реализации собственного выбора в отношении жизненной перспективы.
Задачу Наталия Александровна Королькова, председатель (СРОО) трезвости и здоровья и хозяйка вышеозначенного Дома трезвости, поставила непростую: работа предстояла с детьми и подростками из неблагополучных семей, а именно, из семей пьющих или употребляющих наркотики родителей, которые, мало того, что практически не занимались воспитанием своих ребят, но еще и ежечасно подавали им асоциальный пример.
Итак, 1 января 2007 года началась реализация Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «ВЫБОР».
Среди членов Дома трезвости и волонтеров были распределены обязанности: общее руководство претворением проекта в жизнь осуществляла Н.А. Королькова, координацию проекта - О.П. Троць (член Общества трезвости), психолого-педагогическое обеспечение - О.М. Гуменская (волонтер), информационное обеспечение - В.И. Вардугин (член Общества трезвости, редактор газеты «Вопреки»), педагогическую поддержку оказывала Н.А. Ищенко (волонтер), за театральные постановки отвечали Л.А. Конакова (волонтер, заведующая педагогической частью Саратовского театра юного зрителя им. Ю.П. Киселева) и З.А. Съемщикова (волонтер, учитель школы-интерната № 2). Также активное участие в реализации проекта приняли студенты саратовских вузов: студенты Саратовского государственного социально-экономического университета гуманитарного ф-та, специальность «пси-хология управления»: Анастасия Грицай и Надежда Хрыкина, специальность «юридическая психология»: Екатерина Савинкова, Надежда Умникова, Татьяна Кочкарева; студенты Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, филологического ф-та: Ирина Петрович и Елена Морылева.
Основной целью проекта было создание и развитие эффективных видов помощи детям из социально-неблагополучных детей, семей алкоголиков, для чего решено было создать на базе Дома Трезвости (г.Саратов, ул. Революционная, д. 45) Центр психолого-педагогической помощи детям из социально-неблагополучных детей, семей алкоголиков под названием «Выбор».
В целевую группу проекта вошли подростки 10-16 лет из патронатных семей и из приютов «Возвращение» и «Маленькая страна», а также из школы-интерната № 2 г. Саратова.
В соответствии с основной целью проекта были обозначены задачи:
• профилактика алкогольной и наркотической зависимостей у ребят;
• оказание помощи подросткам в избавлении от созависимостей;
• создание условий для формирования у ребят сознательного стремления к здоровому образу жизни.
Помимо основных профилактических и коррекционных занятий (беседы, диспуты, просмотры видеофильмов на тему здорового образа жизни и др.), постоянно осуществлялась, т.н. косвенная профилактика, т.е. приобщение ребят, занятых в проекте, к различным культурным мероприятиям, например: пасхальное посещение православного храма св. Троицы, оздорови-тельные пикники на природе и др.
Одним из направлений проекта являлось оказание психолого-педагогической помощи детям и подросткам из социально-неблагополучных семей и семей алкоголиков в избавлении от психологической созависимости и создание условий для формирования сознательного стремления к здоровому образу жизни, которое реализовывалось посредством специально созданной «Программы психолого-педагогической помощи детям из социально неблагополучных семей и семей алкоголиков в рамках проекта «Выбор», основной целью которой было способствовать сохранению психического здоровья и личностному развитию детей и подростков, участников проекта.
Для чего были реализованы следующие виды психолого-педагогической поддержки детей и подростков и внесены соответствующие коррективы с целю оптимизации проекта в целом.
1) Была проведена психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с целью выявления их индивидуально-личностных особенностей, а также умения работать в коллективе с использованием:
а) проективных тестовых методик («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек») - были выявлены индивидуальные уровни тревожности и преобладающие эмоциональные состояния, а также - индивидуальные уровни самооценки и социальных ожиданий;
б) коммуникативных тестов на выявление совместимости в процессе групповой деятельности.
2) Проводилось психолого-педагогическое просвещение детей и подростков с целью организации самопознания и дальнейшего их личностного самоопределения (волонтерами были подготовлены психологические эссе, посвященные важнейшим нравственно-психологическим феноменам, таким как «доброта», «достоинство», «дружба», «коллективизм», «личность», «ответственность», «самовоспитание», «совесть», «трезвость», «труд», «уважение» и др.).
3) Была организована система тренинговой работы для детей и подро-стков по различным аспектам общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция) и обучения основам здоровьесберегающего (безо-пасного) поведения, в процессе которой использовались активные методы обучения (АМО) - «метод проблемных ситуаций», «метод инцидента», «тренировка чувствительности», «метод погружения», «мозговая атака», «ролевая игра».
4) Осуществлялось групповое и индивидуальное консультирование де-тей и подростков по проблемным и конфликтным вопросам с целью обучения их способам и приемам выхода из ситуаций затруднения
5) Использовались элементы арт-терапии с целью стимулирования творческого самовыражения ребят (рисунки на вольную тему, рисунки к праздникам «Вербное воскресенье», «Пасха», «День Победы»; рисунки в подарок родителям, руководителям проекта, воспитателям, друг другу).
6) Со старшими подростками проводились беседы по проф-ориентированию с целю определения профессиональных склонностей и возможностей ребят.
7) Со старшими подростками также проводились диспуты, дискуссии, ролевые игры с целью подготовки участников проекта в качестве волонтеров, способных осуществлять пропаганду здорового образа жизни среди сверстников (например диспут о вреде курения, ролевая игра: «На утро после праздника в семье...» и др.).
8) По мере обращения проводилось консультирование родителей и воспитателей детей и подростков.
9) В течение реализации Проекта проводились:
а) текущий мониторинг результативности проводимых мероприятий на основе опроса ребят по оценке своих личных приобретений и изменений во взглядах на собственную жизнь и возможности своей самореализации как профессиональной, так и социальной в целом -большинство ребят отметили, что у них появилось чувство самоценности и нужности людям, они стали чувствовать себя увереннее, более оптимистично взглянули на жизнь
б) итоговый мониторинг по оценке организации, реализации проекта, а также перспективам его развития - все дети и подростки, участники проекта, дали высокую оценку работе в проекте и настроены на дальнейшее продол-жение работы по укреплению своего психического и физического здоровья, по выработке активной жизненной позиции, развитию социальной активности.
Также в течение реализации проекта ребята обучались работе на компьютере. Была завязана переписка с волонтерами движения за здоровый образ жизни из США.
В результате занятий сценическим искусством участники проекта подготовили инсценировку по мотивам стихов Г. Остера: «Вредные советы для непослушных детей», для которой студенты-волонтеры дополнительно сами в духе автора сочинили стихи о вреде алкоголизма, наркомании, курения. Ребята с успехом выступали с этой инсценировкой перед сверстниками в оздоровительных лагерях и образовательных учреждениях.
Член Совета Общества трезвости, профессиональный писатель и журналист, Михаил Мулин, написал пьесу о профилактике вредных привычек. Ребята с удовольствием репетировали роли, готовили костюмы, а затем неоднократно показывали ее на различных областных конкурсах детской самодеятельности.
В течение года работы в рамках проекта для ребят постоянно организовывались эколого-краеведческие экскурсии, проводились праздники по случаю дней рождения, встречи с интересными людьми (саратовскими бардами, писателями, представителями национальных диаспор).
В качестве результатов реализации Проекта, и психолого-педагогического обеспечения Проекта, в частности, можно отметить у ребят:
• возросший уровень ответственности за собственное здоровье и жизнь;
• приведение в соответствие уровней самооценки и уровня притязаний (у большинства ребят значительно повысилась самооценка, приближаясь к адекватной, они стали реально оценивать свои жизненные перспективы на получение образования, создание семьи и др.);
• совершенствование навыков общения (коммуникативных, интерактивных, перцептивных);
• достаточный уровень психологической грамотности, включающий первичное самопознание и навыки саморегуляции психических состояний;
• формирование первичных педагогических знаний и навыков, реализуемых в театрализованных мероприятиях, посвященных пропаганде здорового образа жизни (манифестации, театрализа-ции, участие в видеосеминарах и др.).
Таким образом, в проекте функцию семьи по пропаганде здорового, трезвого образа жизни взяли на себя члены Общества трезвости и волонтеры проекта, что с особой силой подчеркивает значение личного примера для развивающейся личности ребенка. Надеемся, что в 2008 году, объявленном В.В. Путиным годом семьи, инициатива Саратовской областной обществен-ной организации трезвости и здоровья найдет поддержку у правительства и общественности области, и проект «Выбор» будет продолжен.